ГИД ПО НОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
ЛИЧНЫЙ
ОТ
ЗДАНИЯ
называем легендарные петербургские дома, малоизвестные дворцы
Выбираем самые удивительные места Петербурга, которые не всегда входят в официальные путеводители, но создают атмосферу города, куда надо вернуться!

На странице голосования выберите один или несколько легендарных архитектурных памятников Петербурга или предложите свою точку на карте новой туристской географии Петербурга.
Выбираем самые удивительные места Петербурга, которые не всегда входят в официальные путеводители, но создают атмосферу города, куда надо вернуться!

На странице голосования выберите один или несколько легендарных архитектурных памятников Петербурга или предложите свою точку на карте новой туристской географии Петербурга.
Дача В.Ф. Громова
Улица Академика Павлова, 13, Лопухинский сад
Дача Василия Федуловича Громова — деревянный дом середины XIX века, построенный в стиле ранней эклектики. Не самое приметное здание в годы жизни владельца — купца, на чьи деньги перестраивался даже Смольный собор и финансировалось строительство Николаевского моста и железной дороги между Москвой и Петербургом, — было центром культурной жизни. Здесь круглый год проводили концерты, закатывали застолья, а сад поражал скульптурой, фонтанами и оранжереями: хозяин обожал садоводство. В честь Громова тогдашний директор Ботанического сада даже назвал растение Gromovia pulchella.
Дворец Великого князя Михаила Александровича
Английская набережная, 54
Особняк, облицованный керамической плиткой, не выглядит таким уж торжественным. Здание на этом участке многократно перестраивалось: тут, например, жила Ольга Жеребцова — сестра фаворита Екатерины II Платона Зубова и будущая участница заговора против Павла I, который обдумывался в соседнем здании, № 52. А потом дом приобрел правнук петровского соратника Меншикова — Александр Сергеевич Меншиков. После очередной продажи — уже Кабинету Его Императорского Величества — здание перестроил придворный архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. Он-то в 1911-1913 годах и перестроил особняк во дворец в стиле модерн (при этом с Галерной к дому ведет арка в стиле классицизма) для младшего брата Николая II. Но жить великому князю Михаилу Александровичу там не довелось: поначалу после морганатического брака ему запретили жить в России, а потом началась Первая мировая война — и он командовал на фронте. А останавливался в основном в Гатчине. В настоящее дворец великого Князя Михаила Александровича Романова занимает отделение Всероссийского общества глухих.
Дворец Великого князя Алексея Александровича
Набережная Мойки, 122
Место для строительства дворца последнего генерал-адмирала Российской империи, великого князя Алексея Александровича было выбрано близ судостроительных верфей и лесных складов, в самом «морском» районе Петербурга. Хозяину хотелось иметь особняк, напоминающий замки Луары — но в то же время жить с современным комфортом: на территории усадьбы выстроили собственную электростанцию, прачечный и кухонный корпуса, конюшню, дом для свиты, оранжереи и собственный усадебный сад. Роскоши хотелось и в интерьерах, прогулка по которым заменяла владельцу путешествие по странам: от английского рыцарского зала и китайской гостиной до ванной-купальни в помпейском стиле и дубового кабинета в стиле Возрождения. Но при этом — с нижней столовой под стиль московских расписных теремов. После смерти хозяина дворец сдавали — в том числе здесь находилось до переезда на Исаакиевскую площадь Германское посольство. В наше время там находится Дом музыки.
ОСОБНЯК С. К. РИМСКОЙ-КОРСАКОВОЙ
Английский проспект, 18
Именно это здание было подарено балерине Матильде Кшесинской ее возлюбленным Ники, и именно здесь проходили их встречи, когда она арендовала этот особняк. К слову, дом этот был и раньше замешан в делах любовных: до Кшесинской здесь жила и другая балерина — Анна Кузнецова, которая была любовницей великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича.
Дом Бака
Кирочная улица, 24
Это здание, построенное в 1904-1905 годах по заказу инженера путей сообщения, основателя газеты «Речь» Юлиана Бака, известно в первую очередь своими воздушными крытыми галереями во дворах, а во вторую — активной позицией и жильцов, не только берегущих его исторических облик, но и популяризирующих шедевр архитектуры Бориса Гиршовича. Ну а те, кому доводилось побывать внутри, могли видеть мраморные лестницы и подоконники, витражи и лепной декор. Среди тех, кто здесь жил в разные годы, — художник Леон Бакст, работавший над «Русскими сезонами» Дягилева, поэт Анатолий Мариенгоф и актёр Юрий Каморный.
Доходный дом Г. В. Барановского
Улица Достоевского, 36
Еще один дом, архитектор которого решил пускать жителей всего здания через главный вход, — доходный дом Гавриила Васильевича Барановского 1897 года постройки. Так что двор этого здания также пересекает воздушная крытая галерея, напоминающая венецианский «мост вздохов». Еще с улицы вас поразят длинные, во весь фасад, балконы на каждом этаже. А уж если попадете внутрь — и вовсе обомлеете от вида изысканных чугунных лестниц. Состояние дома, правда, оставляет желать лучшего, кое-каких деталей недостает — например, дверь с одной из лестниц вместо того, чтобы вести на террасу, висит в воздухе.
Что касается самого Гавриила Васильевича, вы точно знаете его творения, как минимум — здание Елисеевского магазина на Невском и московского Елисеевского магазина на Тверской, а еще — здание Русского географического общества и здание буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй».
Дом Матюшина
Улица Профессора Попова, 10
Зачем понадобилось в центре Петроградской стороны, где земля на вес золота, в 1993-1995 годах строить деревянный дом? Дело в том, что он возник на месте прежнего, построенногов 1840-1850-е годы и, в отличие от ряда своих собратьев — деревянных домов, не пущенного на дрова и пережившего блокаду. Дом принадлежал Литфонду, в 1912 году в одной из квартир поселился художник Михаил Матюшин с известной художницей и писательницей Еленой Гуро. Мемориальная обстановка квартиры сохранялась до 1975 года, после чего наследие художников перешло в коллекцию Музея истории Санкт-Петербурга. К нему-то и относится Музей петербургского авангарда, который там сейчас работает.
Особняк М.Савиной
Улица Литераторов, 17
Пройдя от дома Матюшина проходными дворами на улицу Литераторов, можно увидеть небольшой изысканный особняк с башенкой, узорами и лепниной. Это дом великой актрисы Александринского театра Марии Гавриловны Савиной — той самой, которая основала убежище для престарелых артистов — ныне Дом ветеранов сцены.
Толстовский дом
Улица Рубинштейна, 15-17
Могучее здание с аркой на берегу Фонтанки возвел Федор Лидваль, русско-шведский архитектор, также строивший гостиницу «Астория», дом Лидваля и «Нобелевский городок». Толстовским дом называют потому, что он был построен в 1910-1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого. Дом, в котором предполагались квартиры для разных сословий, строился со всеми удобствами, включая прачечную. После национализации, в советские и постперестроечные годы здесь снималось множество кинокартин — например, арки фигурировали в фильме о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, сцены «Зимней вишни» и «Бандитского Петербурга». А уж сколько знаменитостей здесь жило и живет — не перечесть.
Доходный дом М. Н. Полежаева
 Старорусская улица, 5
Этот дом строили в 1913-1915 годах для хлеботорговца и купца первой гильдии Полежаева, и шедевр архитектуры с башенками тоже стал знаменитым благодаря киноискусству: здесь Владимир Бортко снимал «Мастера и Маргариту», а точнее — ту самую «нехорошую квартиру». А в народе здание, похожее на замок, прозвали «Каркассоном-на-Песках». Роскошные квартиры, рассчитанные на семьи богатых людей и их прислугу, после революции стали самыми многолюдными коммуналками. Но внешний вид остался торжественным: в нем есть средневековые мотивы и ренессансные лоджии, создающие иллюзию, будто горожане «обжили» крепостную стену — как это и бывало в истории.

РАССКАЖИ О НАС ДРУЗЬЯМ В СОЦСЕТЯХ