ГИД ПО НОВОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
ЛИЧНЫЙ
ОТ
ДВОРЫ
называем те самые колодцы и таинственные проходные
На этой странице вы сможете узнать подробнее про каждый из 10 объектов, предложенных экспертами в этой номинации, и перейти к голосованию. На странице голосования нужно выбрать один или несколько легендарных архитектурных памятников Петербурга, также можно назвать свой вариант, который имеет шанс пополнить список. 
На этой странице вы сможете узнать подробнее про каждый из 10 объектов, предложенных экспертами в этой номинации, и перейти к голосованию. На странице голосования нужно выбрать один или несколько легендарных архитектурных памятников Петербурга, также можно назвать свой вариант, который имеет шанс пополнить список. 
Двор у мастерской художника Ветрогонского
Литераторов, 15
Дворики Петроградской стороны непредсказуемы: в одних можно встретить необычные граффити, в других — необычны сами формы двора. Но есть один дворик, который оставляет ощущение уюта, будто пришел родом из детства. Это двор дома по улице Профессора Попова — сквозной, с проходом на улицу Литераторов. Особую атмосферу ему придают скульптуры. В 1973–2002 годах здесь, в мастерской, работал художник Владимир Ветрогонский, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, народный художник РСФСР, который в том числе иллюстрировал и оформлял книги для издательств «Детгиз», «Лениздат», «Советский писатель». Сегодня об этом напоминает мемориальная доска, а мастерская принадлежит его сыну Андрею. Заходя во двор, будто становишься свидетелем рождения творческой мысли: так причудливы и одновременно просты выполненные из сподручных средств произведения.
Двор дома старухи-процентщицы
Набережная канала Грибоедова, 104/25
Большое ступенчатое здание треугольной формы на углу Средней Подьяческой и канала Грибоедова, выходящее узкой стороной на проспект Римского-Корсакова, — дом Ивана Вальха, столярного мастера, приобретшего этот участок в 1799 году. Здание появилось годом позже. В 1816–1818 годах здесь жил Александр Грибоедов, в двухэтажном в ту пору здании появились первые сцены «Горя от ума». А Фёдор Достоевский здесь, по основной версии, поселил старуху-процентщицу из «Преступления и наказания».
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -- ю улицу, — говорится в романе. — Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома». Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома».
Дворов здесь действительно два, и считается, что героиня романа жила во втором, узком.
Двор дома Довлатова
(От Рубинштейна, 23 до Фонтанки)
Цепочка дворов-тоннелей ведет от дома на Рубинштейна, 23, где жил Сергей Довлатов, до набережной Фонтанки. Один из самых удобных маршрутов, чтобы сократить путь, и в то же время возможность почувствовать себя истинным петербуржцем и знатоком самых скрытых от глаз туристов маршрутов и троп по родному городу. Пусть даже и не среди самых красивых его стен. Гораздо более приятное впечатление оставит парадный двор дома, выходящий на самую барную улицу города, — просторный и приведенный в порядок.
Двор Дома Бенуа
Каменноостровский проспект, 26-28
Один из крупнейших жилых комплексов в городе, где жили люди известные и небедные, был построен по заказу Первого Российского страхового общества в стиле неоклассицизма по проекту Л. Н. Бенуа, Ю. Ю. Бенуа и А. Н. Бенуа — поэтому его еще называют домом трех Бенуа. Камень для облицовки был привезен из Швеции, во дворах, связанных между собой, разместили различные технические новшества, вроде электростанции, котельной, прачечной, мусоросжигательной печи и снеготаялки. Сейчас, правда, эти дворы ничем особым не впечатляют, кроме контраста с парадной стороной и главным двором-курдонером, и истории дома. Жильцы его были знамениты (наверное, самым известным из них был Сергей Киров, чей музей-квартира сейчас работает в этом здании), среди них было немало партийных деятелей, и в 1930-е за жильцами «заходили» чуть ли не в половину квартир. Среди тех, кто здесь жил в разные годы, — композитор Дмитрий Шостакович, художник Константин Маковский, актеры Борис Бабочкин и Николай Черкасов, писатель Михаил Чехов, нейрофизиолог Наталья Бехтерева, маршал Советского Союза Леонид Говоров и революционер Павел Дыбенко.
Двор с драконом
8 линия В.О., 23
Просто один из милых дворов на Васильевском острове, где внезапно притаилась сказка. Дракон — большой,во весь двор, и очень эмоциональный.  Прекрасное место для прогулки с детьми и семейных фото.
Дворы Капеллы
Большая Конюшенная ул., 11
Пункт, скорее, для туристов: вряд ли можно найти петербуржца, который не знает про самый короткий и приятный путь от метро «Невский проспект» до Эрмитажа, минуя шум больших улиц. Если большинство проходных дворов города вдохновляют кинематографистов на съемки разве что погонь, разбойных нападений и разборок, то здесь проходят концерты, выставки, работают галереи, а с недавних пор из динамиков транслируется классическая музыка. Правда, это скорее минус, чем плюс: раньше музыку здесь и так можно было слышать, живую (хоть и чуть тише) — из окон репетиционных помещений Академической капеллы.
Мозаичный дворик Малой академии искусств
Улица Чайковского 2/7
Одну из самых популярных достопримечательностей неформального Петербурга создавал с 1984 года художник Владимир Лубенко со своими учениками. Яркий, контрастирующий с окружающей застройкой дворик, который никак не ожидаешь увидеть в самом сердце парадного Петербурга, у Летнего сада, — еще одна точка притяжения туристов с маленькими детьми. Можно заглянуть для короткой фотосессии, а можно остаться дольше и изучить сюжеты на стенах — например, найти целый мультфильм про путешествие Нильса с дикими гусями.
Двор с граффити
Лиговский пр., 37
Если даже на шумной площади Восстания через грохот машин прорывается рэп — значит, это очередной баттл во дворике с граффити на Лиговском. Здание, позади которого прячется портал в мир творческих экспериментов, — совсем небольшое, трехэтажное. Но его двор для молодежи стал целым миром, где регулярно меняются иконы стиля и музыки и свободу ограничивает лишь цена на краску и свободное время
Двор с граффити
Литейный пр., 61
Этот дворик — противоположность официальному парадному Петербургу и одна из горячих точек противостояния субкультуры и коммунальных служб. Пройдя мимо полуподвального магазина старой книги, можно угодить во дворик, претендующий на звание одного из самых страшных в городе. Но минус на минус дает плюс: роспись его настолько хаотична, вбирает такие адские цветовые сочетания, мудрые реплики и просто стилизованные надписи неизвестного содержания, что он определенно стоит внимания. Живи Достоевский сегодня — он бы точно его описал.
Дворик Сен-Жермен
Литейный пр., 46
Уголок Парижа скрывается за фасадом доходного дома архитектора Александра Пеля 1843 года постройки. В ХХ веке к нему приложил руку небезызвестный архитектор Александр Хренов, самый «скромный» архитектор Петербурга, оставлявший на построенных им зданиях таблички с авторством. Мастер эклектики изменил фасады и построил дворовые корпуса в 1908-1912 годах. Но садик Сен-Жермен с фонтаном стал известен не только благодаря архитектуре, напоминающей парижскую. Это было одно из любимых мест творческой прослойки Ленинграда, куда захаживали Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Константин Кинчев и другие. Сейчас так просто с улицы во двор не попадешь — но тем ценнее, если вы его смогли увидеть.

РАССКАЖИ О НАС ДРУЗЬЯМ В СОЦСЕТЯХ